Обеспечение прав инвалидов и лиц с ОВЗ
В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»,
который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
В данную категорию обучающихся включаются инвалиды, для обучения которых необходимо создание
специальных условий. ( Ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) осуществляется
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ следует понимать особые требования
к материально-технической составляющей образовательной организации, организации образовательного процесса,
содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ОВЗ и обеспечивающие
получение ими полноценного образования соответствующего уровня.
В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Адаптированной образовательной программой считается
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении
федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В настоящее время МБОУ "СШ пос. Борское" разработаны следующие Положения об адаптированных образовательных программах:
Положение об интегрированном обучении детей с ограничеснными возможностями здоровья
Положение об индивидуальных образовательных программах при обучении детей с ограничеснными возможностями
здоровья
Положение об адаптированной основной общеобразовательной рабочей программе для обучающихся
с задержкой психического развития
Положение об адаптированной основной общеобразовательной рабочей программе для обучающихся
с умственной отсталостью
В школе, спроектированной как малокомплектная сельская школа и построенной в 1973 году, технической возможности перестроить
помещения для приема инвалидов нет.
Кабинетов, объектов спорта, средств обучения и воспитания пригодных и приспособленных для инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в школе нет.
Лица с легкими нарушениями опорно-двигательной функции, с проблемами слуха и зрения могут у нас учиться без проблем.
В связи с особенностями конструкции здания и кабинетов обеспечить доступ в школу инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья (нарушения работы опорно-двигательного аппарата) технически невозможно.
Все учащиеся 5-9 классов с ОВЗ имеют свободный доступ в Интернет.
Столовая, кабинеты расположены на втором этаже, лифтов нет.
Туалеты для инвалидов не приспособлены и обустроить
их из-за небольших размеров помещений невозможно. Кабинеты имеют размеры всего 6х6 м, что не позволяет
разместить в них ничего кроме обычных парт.
По вышеназванным причинам ученики с нарушениями опорно-двигательного
аппарата в школе обучаться не смогут.
Для такой категории учащихся возможна организация надомного обучения, дистанционного обучения, обучения по скайпу.
Итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования для обучающихся с ОВЗ:
— проводится в форме ГВЭ (государственный выпускной экзамен);
— продолжительность экзамена для обучающихся с ОВЗ
увеличивается на 1,5 часа по сравнению с общей продолжительностью;
Смотрите также: